Похожие статьи
У детей младшего школьного возраста игра остается преобладающим видом деятельности. Познавать мир, осваивать новые знания, приобщаться к культуре и заниматься спортом им по-прежнему проще и интереснее в игровой форме. В отличие от обучающих, творческие задания основаны на импровизации и эмоциях. Они не подчиняются готовым правилам, их суть – в интеллектуальном, психологическом и художественном развитии через свободное самовыражение.
Виды творческих игр у детей 7 – 11 лет
Творческие игры для школьников подразделяются на несколько групп:
- Сюжетно-ролевые игры. В них ребенок старается воплотить окружающую действительность, воспроизвести увиденный сценарий или придумать свой, прожить определенную роль. Это всевозможные бытовые сцены (семейные), ситуации из детской жизни (школьные), профессиональные сюжеты (врач – больной), характерные для возраста 7 – 9 лет. В это время детям больше важна атрибутика, нежели сюжетная достоверность.
- Театрализованные действия. Этот вариант сюжетно-ролевых игр для детей 10 – 11 лет и старше, с преобладанием жизненных ситуаций, проявлением личных качеств. За основу берутся героико-романтические сценарии, сцены из книг, фильмов, концепции телепередач.
- Интеллектуальные творческие игры: речевые, математические, логические, загадки, викторины, шарады и т.д.
- Техническое творчество. У первоклассников происходит становление основ технического мышления: конструирование, моделирование, механика, строительство, исследования и открытия их занимают больше, чем привычные занятия вроде рисования и лепки. Пик увлечения конструкторами – возраст 9 – 10 лет, затем интерес снижается.
- Творческое развитие. Живопись, лепка, вырезание, изготовление поделок по-прежнему важны для умственного и психологического созревания ребенка. С этой точки зрения в приоритете – аппликация, входящая в программу трудового обучения и внеклассной деятельности.
- Музыкальные игры: пение, импровизации, игра на инструментах, ритмические движения, сочинение мелодий на предложенный сюжет соединяют творческий процесс с эстетическими и эмоциональными переживаниями.
Творческие детские игры могут проходить в форме:
- самостоятельных занятий (конструирование, рисование);
- парных игр (совместное творчество с другом, с родителями, братом или сестрой);
- групповой деятельности (интеллектуальные игры, постановки, кукольный театр и т.д.)
Творческие игры для младших школьников
Простые речевые и развивающие занятия – универсальные творческие игры для детей. Они подходят для всех возрастов, с их помощью можно занять ребенка в любое время и в любом месте, организовать интеллектуальное развлечение хоть для целого класса.можно более русские лица на картинке найти?
Творческая игра «Любимая буква»
Для этой игры необходимы листочки с буквами, сложенными в конверт. Первый ребенок вытаскивает карточку и озвучивает букву, которая ему досталась. Теперь это его «любимая» буква, и с нее должны начинаться все произнесенные им слова. Задача остальных детей и взрослых – задавать вопросы участнику, на которые он будет отвечать, подбирая только «разрешенные» слова.
Пример на букву «А»:
- Как тебя зовут? – Аня.
- Где ты живешь? – в Африке.
- Твоя любимая еда? – Ананас.
- Твоя любимая книга? – Айболит.
Игра должна проходить в быстром темпе. Ребенок, который ошибся или замешкался на счет «1 – 2 – 3» уступает место другому игроку. Занятие развивает сообразительность, память и чувство юмора.
Творческая игра «Дорисуй»
Эта игра задействует творческое мышление, интуицию, будит фантазию, формирует пространственное воображение и укрепляет память. Необходимый инвентарь - бумага и ручка. В игре можно задействовать любое количество участников.
От ведущего требуется нарисовать часть геометрической фигуры, простого предмета, игрушки; от ребенка – завершить рисунок. Например, взрослый начертил 2 стороны прямоугольника, 2 грани куба, детям нужно дорисовать до конца. Следует помнить, что развивающие творческие игры должны соответствовать возрасту участников: сложные задания типа параллелепипедов можно давать детям, уже знакомым с геометрией.
Творческая игра «Мелофон»
Музыкальная игра для группы из нескольких ребят развивает слух и наблюдательность. Для занятия нужны несколько стаканов, наполненных водой на разном уровне:
- пустой;
- на четверть;
- на половину;
- на три четверти;
- полный.
Ведущий стучит по стаканам ложкой, давая возможность детям услышать и запомнить, как звучит каждый из них. Игрок отворачивается, в это время другой бьет по одному из стаканов. Задача – угадать, по какому. Побеждает тот участник, которого слух подводил меньшее число раз.
Творческие игры в развитии детей
Творческие игры для детей способствуют всестороннему и гармоничному развитию младших школьников:
- с психологической точки зрения – ребенок проявляет эмоции и свободно самовыражается;
- с интеллектуальной стороны – формируются мышление, восприятие, речь, воображение, память;
- прикладное значение игр – появляются новые навыки, опыт работы с разными материалами;
- воспитательный аспект – вырабатываются дисциплина, привычка к труду, умение действовать в коллективе;
- в художественной области – выявление способностей, интересов, побуждение к творчеству.
Стремление играть всегда и везде – не помеха для обучения и воспитания. Задача взрослых – не пускать игры на самотек: организовать, возглавить и придать им творческое направление, и любое занятие будет служить развитию детей.