Поделиться

Похожие статьи

Общение – одна из важнейших сфер деятельности ребенка. То, как ребенок учится взаимодействовать с окружающими, как и с кем он дружит, во многом накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь, отношения, успехи.

Понятие дружбы в зависимости от возраста имеет разные значения.

В этой статье мы уделим наибольшее внимание дружеским отношениям в младшем школьном возрасте.

Когда ребенок идет в школу, общение со сверстниками начинает приобретать новый смысл. Дошкольники дружат преимущественно через игру, выстраивая взаимодействие с другими детьми на основе придумывания правил, сюжета, ролевого распределения и внешних атрибутов игры. Школьники строят отношения с одноклассниками в контексте новой ведущей деятельности ребенка – учебы.

В связи с этим, очень важно понимать, что для детей, учащихся в начальной школе, значительную роль играет статус, основанный на оценках, которые они получают, их успешности именно в учебной деятельности. Такие факторы становятся определяющими для формирования отношений между детьми в классе. Поэтому необходимо, чтобы учитель начальной школы создавал положительный образ каждого ребенка, способствовал развитию его способностей и талантов, независимо от учебных достижений.

Как учитель может это сделать вместе с родителями? Инструментом могут служить внеклассные мероприятия: классные часы на отвлеченные темы, праздники, к которым дети готовятся вместе, экскурсии, игры, тренинги, поездки, квесты и т.п.  Участвуя в различных делах вместе, проявляя себя с разных сторон, дети учатся разделять личностные качества друг друга и учебные успехи, а отношения начинают формироваться на основе личных симпатий, а не статуса ребенка в классе с точки зрения учителя.

Соответственно, для младших школьников становится важным научиться взаимодействовать в коллективе (классе), находить свою роль и уметь проявить себя и свой характер. Дети до подросткового возраста не воспринимают дружбу как стабильное чувство, поэтому очень часто родители могут наблюдать такое явление: сегодня их сын дружит с одним мальчиком или девочкой, а уже завтра – совсем с другим. Это объясняется подвижностью и эмоциональным восприятием ребенком происходящих с ним событий. На приеме у психолога родители и даже учителя нередко жалуются, что дети, особенно мальчики, конфликтуют между собой, обзываются и даже дерутся. При этом, разбирая ситуацию с детьми, оказывается, что они не готовы перестать общаться, а скорее, наоборот, хотят дружить, однако имеют ряд требований друг к другу. Это свидетельствует о том, что в формировании дружеских отношений детям младшего школьного возраста часто нужна помощь взрослых.

Как взрослые могут помочь ребенку, чтобы он чувствовал себя комфортно во взаимоотношениях со сверстниками, умел дружить и быть раскрепощенным в общении? Читайте в нашем следующем материале про развитие коммуникативных навыков у ребенка.