Поделиться

Как было в нашем детстве

В моем детстве все было просто: ключ на шею, борщ на плите, домашку сама. Родители почти никогда не проверяли меня, хотя и никогда не отказывали в помощи, если я о ней просила. Отношения с собственными детьми и их школьными заданиями я планировала строить примерно так же.

Дети - разные

И это первый и главный принцип, который надо сразу принять и усвоить. Сейчас в нашем доме два школьника – Лука в пятом классе, Марфа в первом. И то, как они делают домашние задания, - поразительный контраст.

Марфа

Дочь пошла в школу с шести лет, дико гордится своей «школьностью» и никого из нас не подпускает к своей домашней работе. Мы сказали: «Милая, тебе нужна помощь? Если да – мы всегда тут». И она знает, что в любой момент может подойти, что-то уточнить, но бОльшую часть делает сама. Причем, «домашка» у нее в приоритете – придя из школы, она первым делом садится за уроки, быстро все делает, а дальше вечер свободен для игры и общения.

Лука

Домашняя работа сына - сплошное испытание наших нервов и сил. С первых дней школы он даже не садится за стол, если рядом нет кого-то из взрослых.

Несмотря на то, что он может сам абсолютно все и мозги у него прекрасно работают, ему нужно, чтобы у него за спиной, на диване сидел кто-то из нас, хотя бы молча. Как спасательный круг. И еще ему очень тяжело - просто невозможно - сидеть статично и заниматься чем-то одним более 15 минут: обязательно надо попрыгать, поесть, почитать книжку, пострелять из нёрфа - что угодно, только не делать задания. И загнать его обратно за стол очень сложно. В результате выполнение домашней работы, на которую должен уходить максимум час, растягивается на весь вечер.

Мы пробовали кучу вариантов. Ставили будильник. Отжимались, прыгали и приседали каждые 15 минут. Писали план действий. Завели evernote, где программируем тайминг всего дня. Все это работает недолго и не слишком эффективно. Мы просто смирились: Лука такой. К пятому классу нам удалось научить его самому готовить домашнее задание по гуманитарным предметам, теперь я только проверяю результат. Но математику он по-прежнему может делать, только если над ним нависает папа.

Как советуют

Психологи считают, что прежде чем учить ребенка самостоятельно учить уроки, нужно создать у него мотивацию. То есть, уроки ты делаешь не для нас, это - твои знания, твои преимущества, твой путь к столь долгожданной взрослости и самостоятельности. С Марфой это работает. С Лукой нет – ему самостоятельность не нужна, по крайне мере, пока, потому что он не готов быть ответственным.

В любом случае, если у ребенка не получается, а вы хотите, чтобы он умел учиться самостоятельно, вы должны быть с ним вместе. Сначала делать вместе всё. Потом – что-то сам, что-то с родителями. Потом вы можете предложить помощь и просто быть рядом. И только после этого пробовать единоличное выполнение заданий, все равно оставаясь неподалеку.

Одна моя знакомая недавно выложила в Фейсбуке вот такой текст:

«А знаете, что говорят в израильской школе?

Что надо обязательно делать уроки с ребёнком вместе.

Только план действий такой: вечером, когда садитесь вместе ужинать или идёте гулять, спрашиваете, нужна ли ребёнку помощь, есть ли что-то трудное, непонятное? И если ребёнок говорит: да, - то вы вместе с ним, без учебников, без тетрадок при помощи того, что есть под рукой (веточка, овощи, вилки, ложки, листья гигантских фикусов, которые понемногу облетают) пытаетесь ему объяснить.

И неважно, правильно ли ваш ребёнок прочитал задачку в книжке и понял её, верно ли он запишет что-то в тетрадке или накарябает что-то со ста тысячью ошибок. Важно, что он может обратиться к близкому взрослому за помощью и знаниями, и взрослый ему поможет.

Школа не должна разрушать отношения ребёнка и родителей. Вы должны все время разговаривать и обниматься».

Собственно, на этом я могла бы и закончить. Потому что вышесказанное на сто процентов созвучно моему представлению о том, как нужно выстраивать отношение ребенка со школой вообще и с домашними заданиями в частности. Хотя, это, безусловно, труд. Куда как проще закрыть дверь в детскую и заниматься своими делами, пока чадо там над чем-то корпит.

Настрой и поощрение

Кроме того, очень важно помнить, что учеба не должна быть из-под палки, насильно, через не хочу. Любыми средствами необходимо создавать позитивный настрой, возбуждать в ребенке интерес: через игру, через его естественную жажду познания мира. А к скучным заданиям всегда подходить творчески.

Ну и не менее важно, чтобы у ребенка было удобное рабочее место, где его никто не отвлекает. И никогда не забывайте хвалить ребенка и радоваться его успехам!