Поделиться

Память человека накапливает огромные объемы информации, однако без тренировки мы многое забываем. Это хорошо видно уже по детям: предметы, пройденные, казалось бы, всего год назад, помнятся ими уже не так чётко, а то и вовсе забываются.

Тренировать память можно с помощью веселых, забавных и полезных игр. Самая простая из них – это игра в города. РИМ-МОСКВА-АНТАНАНАРИВУ-УФА… Попутно игру можно усложнить, предложив ребёнку рассказать, что он знает про эти города – например, в каких странах они находятся.

Или другой варианты игры: вы называете страну, а ребёнок припоминает не только города, но и все географические (а может быть, даже и культурные!) объекты, которые с ней связаны. ФРАНЦИЯ – ПАРИЖ, СЕНА, ЛУВР, ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ, Д’АРТАНЬЯН.

Ещё один хороший приём для развития памяти – игра в ассоциации. Вам нужно придумать список предметов, которые ребёнку будет легко охарактеризовать прилагательными. Например, ЯБЛОКО – круглое, зелёное, сочное, сладкое. Для описания проще всего использовать схему «форма, цвет, вкус». Когда список описаний составлен, можно вперемешку зачитывать ребёнку прилагательные, загадывая ему исходное слово.

Но это только первый этап. В «усложненном варианте» исходным понятием служит нечто, менее знакомое для ребёнка, например, страна (Италия), транспорт (самолёт), процесс (съёмка кино). Тут мы обычно придумываем характеристики вместе. Потом, через некоторое время, я называю характеристики, а ребёнок вспоминает, к чему они относятся.

Кстати, в ассоциации можно играть не только вдвоём. Можно назвать одно слово, а затем каждый участник игры должен назвать свои ассоциации с ним: CОЛНЦЕ – ЛЕТО – ОТДЫХ – ЖАРА – ЛИМОНАД – ПОБЕРЕЖЬЕ – ПЛЯЖ. Последнему из игроков нужно воспроизвести всю цепочку ассоциаций в обратном порядке, причём в ходе игры цепочка должна увеличиваться и усложняться.

Ещё одним способом развить память ребёнка является игра в синонимы. Придумайте для простых слов более сложные, неизвестные ребенку синонимы, например, дуэлянт – бретёр, штраф – пенальти, вертолёт – геликоптер, составлять – компилировать. Проговорите с ребёнком пары, а затем предложите ему назвать пару к каждому исходному слову. Их, разумеется, нужно задавать вперемешку!

Ну и напоследок, предложу игру, которой развлечения ради предавались знаменитые русские писатели Иван Бунин, Максим Горький и Леонид Андреев. Сидя в ресторанчике, они рассматривали внешний вид посетителей, а затем рассказывали друг другу, что они рассмотрели и запомнили. Конечно, излишнее внимание к прохожим может показаться невежливым, поэтому лучше давать ребёнку портретные картинки, а потом просить его пересказать, что он запомнил из них максимально подробно. Ещё лучше, если он не просто перескажет это словами, но и сделает свой рисунок!

Как видите, есть немало способов развить у ребёнка память. Способы эти весьма увлекательны и доставят удовольствие не только вашему чаду, но и вам самим!