Поделиться

Похожие статьи

Многие считают, что яркие творческие способности – это дар. С этим можно согласиться, однако, даже врожденные таланты могут так и остаться нераскрытыми, если не уделять им должного внимания. Развитие детской креативности – не всегда простой, но необходимый процесс, связанный с развитием ребенка.

Доказано: умение выходить за рамки привычного мышления можно сформировать практически у каждого.

Что такое фантазия? Где она живёт? Учёные не дадут вам ответа! А способность мыслить оригинально помогает человеку на протяжении всей его жизни: одни создают выдающиеся дизайны, другие вкладывают деньги и становятся миллиардерами. Тем не менее, людей, способных быстро переключаться на нестандартное восприятие привычных вещей и ситуаций, в мире единицы. Можно ли развить такой талант с самого детства? А почему бы и не попробовать?!

Творческое мышление можно тренировать даже совсем простыми способами, не требующими финансовых вложений. Вот несколько примеров.

  1. Берём лист бумаги и карандаш и рисуем ребёнку… каракули и разные узоры. Пусть оценит и додумает, что можно дорисовать, чтобы вышел узнаваемый предмет? Начинать можно с простого: квадрат, ромб, круг, постепенно переходя к затейливым заданиям с завитушками и зигзагами.
  2. Можно дать другое художественное задание. Пусть ребёнок нарисует что-то, используя только оду фигуру. Например, только круг или только треугольник. Предложите нарисовать машину из ромбов, или принцессу из овалов, и посмотрите, что получится!
  3. Попробуйте нарисовать на листе по 8-10 одинаковых фигур и дать ребенку задание дорисовать из них конкретные предметы или персонажей. Если это будут круги, то могут получиться колобок, часы, арбуз и т. д. За каждый рисунок начисляйте баллы от 1 до 10, чем оригинальнее выдумка, тем выше баллы, это будет стимулировать его активнее проявлять свою фантазию.
  4. А ещё можно играть в развивающие игры, даже когда просто куда-то идёте или едете в автомобиле. Загадайте слово, и пусть ваши дети продолжат ряд слов, объединенных общим смыслом. Например, «самолёт», «птица», ещё что-то, что тоже летает. А, быть может, они предложат «молоток» – он тоже железный, «машина» – и она перевозит людей.
  5. Загадывание слов можно совмещать с другими играми, стимулирующими мышление и фантазию. Например, загадав тот же «самолёт», предложите ситуацию. К примеру, вы попали на необитаемый остров, как это воздушное транспортное средство может тебе помочь? И пусть ребёнок даст не меньше 5-7 решений задачи с его помощью. Например, с самолета увидели, что он один, сели на воду и забрали его. Или он вызвал помощь по рации. Или нашел в самолете сигнальные ракеты и показал спасателям свое местоположение. И так далее.

Знаете, что такое дивергентное мышление? Это когда человек даёт несколько вариантов решения проблемы. Попросите ребёнка придумать десять способов использования пустой пластиковой бутылки, например. Или десять применений гвоздя.

Вообще – больше вопросов! Мы привыкли, что задавать вопросы – привилегия детей, но работать в обратном направлении – это тоже давать стимул развития креативного мышления. Спрашивайте у ребёнка, прогуливаясь на улице, как он думает, куда идёт эта кошка? А на что похоже вон то облако? А почему у той женщины такой радостный вид?

Размышляя, мы развиваем своё творческое мышление. Воображение – как много в этом слове! Используйте его всегда и везде. Сочиняйте сказки! Начинайте первое предложение вы, и пусть ребёнок продолжает. Когда развитие сюжета, казалось бы, становится совсем понятным, останавливайте и задавайте совершенно новый поворот событиям, вносите интригу, путайте, переходите на новый уровень сложности! Например:

- В тёмной-тёмной комнате сидела маленькая-маленькая девочка. А около неё зажглась большая яркая свечка.
- Девочка взяла свечку и пошла искать выход и комнаты! Нашла большую дверь, открыла и вышла на улицу! Там был лес и дорога домой!
- …А на той дороге сидели злые волки!

Креативьте всегда и везде! Привлекайте детей помогать вам на кухне. Пусть сам выкладывает гарнир, котлету, овощи себе на тарелку, создавая настоящую картину. Например, из картофельного пюре, котлеты и овощей может получиться весёлая рожица, черепаха, Чебурашка.

А пироги?!

  1. Обязательно давайте кусочек дрожжевого или песочного теста и пусть ваш творец сделает себе булочку в виде того, чего сам пожелает. А получиться может всё, что угодно от оленя до робота-трансформера!
  2. Также можно сделать простой пирог с повидлом и дать его украсить кусочками теста. На нём распустится букет или развернется какая-то для ребенка сцена из жизни – не столь важно, всё равно будет вкусно!

Всё описанное практически не требует никаких затрат. А сейчас я расскажу ещё об одном способе развить фантазию с небольшими финансовыми вложениями. Всё просто – конструктор! Любой. И чем больше и разнообразнее будет таких наборов, тем лучше! А ещё – головоломки.

Что еще можно посоветовать?

Старайтесь не упускать возможность присоединиться к творческому процессу своего ребенка. Не забывайте, что чаще всего он чувствует себя первооткрывателем – его картина мира складывается из новых знаний и умений. И что именно вы можете помочь ребенку найти занятие по душе, которое раскроет его лучшие стороны и таланты. Наблюдайте за детьми и вовремя направляйте их творческие порывы в нужное русло. В этом, пожалуй, и есть главный секрет развития детской креативности.