Поделиться

Из меня никогда не получился бы профессиональный спортсмен. Потому что я терпеть не могу соревноваться. Более того, я “сливала” саму возможность соревнования.

Например, я занималась скалолазанием. У нас периодически происходили состязания, даже в масштабах страны. Два человека ползут вверх по скале или скалодрому в зале, по заранее определенному маршруту, и побеждает тот, кто сделает это быстрее. У меня были неплохие данные, но я не выиграла ни разу. Более того, несколько раз я специально “срывалась” со скалы (это нестрашно, тебя страхуют снизу – ты просто повисаешь на веревке), лишь бы не продолжать эту гонку. Потом я проходила этот маршрут, сама, со своей скоростью. Важно было победить скалу, а не другого человека, идея соревнования тут мне глубоко претила.

Зато я всю жизнь была зав “культмассовым сектором” в школе и в пионерских лагерях и моя команда всегда побеждала во всех творческих конкурсах и викторинах. У меня не было проблем ни с проигрышем, ни с победой.

Мой сын не любит проигрывать. Любая мелочь – шашки с бабушкой, настольная игра с сестрой, футбол с лучшим другом – могли закончиться страшной обидой и слезами, если он проиграл. У нас ушло несколько лет на то, чтобы помочь ему понять, что проигрыш – это такая же важная и обязательная часть жизни, как и победа. Может быть, даже более важная, потому что именно поражение дает возможность новой попытки. Более того, проигрывать естественно, и это происходит со всеми.

Как научить этому ребенка?

Во-первых, с ним действительно надо играть. Много, часто и во все. Лото, шахматы, салки, коньки – выберете те игры, в которые нескучно играть вам самим, и в которых ребенок будет иметь с вами более-менее равные шансы на победу. Если вы выиграли – не слишком этим хвалитесь, если проиграли – не упустите момент похвалить таланты ребенка, поздравляйте его с победой.

Когда ребенок проигрывает – не спешите его жалеть или сокрушаться: ай-ай, как же так, не расстраивайся, милый, в следующий раз обязательно повезет! Проигрыш – это нормально. И относиться к нему надо спокойно и ровно. Без лишних эмоций, не заостряя. Если ребенок реагирует бурно, со слезами и обидой – не ругайте его за это. Пусть выплеснет свои эмоции. Подождите, обнимите, расскажите ему о своем опыте поражений. В конце концов, смените игру. Важно, чтобы ребенок чувствовал: он проиграл в этот раз, но не стал от этого хуже или менее любим.

Дети не случайно связывают свои неудачи с отношением к ним взрослых: мы сами в этом виноваты. Часто мы, желая видеть своих детей успешными, очень давим на них и получается, что победа становится нашей самоцелью. Мы забываем, что ценен сам ребенок, со всеми своими плюсами и недостатками, а не его успехи. И если дома в игре это не так драматично, то в более серьезных моментах – когда наш ребенок занимается спортом, участвует в конкурсах, сдает экзамены, мы своим стремлением сделать из него чемпиона, заставляем его думать, что наша к нему любовь зависит от того, победил он или проиграл.

Говорите с ребенком. Объясните ему, что все, что с ним происходит в жизни – полезно и интересно. Что осваивать что-то новое или быть в игре – это само по себе здорово. И что проигрыш – это тоже отличный жизненный урок. Порассуждайте вместе о том, чему мы здесь могли бы научиться. Конечно, если ребенок продолжает снова и снова терпеть поражение в каком-то виде деятельности, возможно, это просто не его род занятий. Ну вот не выходит у него с карате. Отведите на батут!

Каждый хочет быть победителем. И у каждого есть сильная сторона, талант, развитие которого родителям надо поощрять. Но важно давать ребенку безусловную любовь, независимо от его успехов. И важно научить его тому, что сравнивать себя с другими бессмысленно, что игра игрой, но главная победа – это победа над собой, своими слабостями, страхами и ленью. Главная награда – это радость от того, что ты чему-то научился, в чем-то стал хорош, чем-то по-настоящему увлекся. А это может абсолютно каждый!