Поделиться

Любое прикосновение к искусству оказывает огромное положительное влияние на формирование личности. Чтение книг, посещение театральных представлений и художественных выставок, слушание музыки — все это обогащает ребенка бесценным художественным и эмоциональным опытом. Еще больше пользы детскому развитию дает собственное творчество: создание своими руками рисунков, стихов, всевозможных поделок из доступных материалов.

Младший школьный возраст (6-11 лет) — это период, когда ребенок уже попробовал себя в самых простых видах деятельности, имеет определенные навыки и предпочтения. Теперь перед ним открываются гораздо более широкие возможности.

Он способен к реализации сложных художественных замыслов, готов переходить к новым для себя техникам рисования, попробовать создание аппликаций не из бумаги, а из ткани и других материалов. Школьники легко вовлекаются в групповые виды творчества, начинают рифмовать и сочинять музыку. При таком широком выборе одним из главных принципов деятельности остается свобода ребенка. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий. Роль взрослых в том, чтобы предложить ребенку разные возможности, заинтересовать его и создать условия для творчества.

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

Лепка, рисование, танец, сочинительство — это не просто способы организации детского досуга.
Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание), эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять свободное время, но и ряд положительных влияний.

  • Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.
  • Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.
  • Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

Развитие воображения

Важнейшей задачей художественного творчества в детском и подростковом возрасте считается развитие воображения. По мнению психологов, лучшее время для этого наступает после пяти лет. Важность этого этапа в развитии человеческой личности невозможно переоценить. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.

В дошкольном возрасте фантазия ребенка остается в пассивном состоянии. Он получает удовольствие от сказок, театральных представлений, мультфильмов, в его представлении вымышленные персонажи не отличаются от реально существующих. Однако в 8-9 лет функция воображения активизируется настолько, что позволяет создавать новые образы. Работы детей этого возраста, как правило, отличаются буйной фантазией. Очень важно использовать его для максимального развития способности воображать — она обязательно пригодится в будущем.