Поделиться

На запрос «в музей с ребёнком» интернет выдаст уйму ссылок, отвечающих в основном на вопрос куда, в какой музей пойти. А ведь это не главное. Подумайте, как сделать поход ребёнка в музей запоминающимся? Как сформировать привычку рассматривать экспонаты музея не как что-то непостижимо далёкое, а как предметы повседневного интереса.

Организационные моменты сэкономят силы ребенка и ваши.

Во-первых, поход в музей не стоит устраивать стихийно, вместо отменившейся прогулки на фоне плохой погоды, лишь бы занять выходной. Выбор музея и дня его посещения должны быть подготовлены разговором о музее, предвкушением посещения интересного места, по-особому интересного, потому что… А вот аргументы и интересы в каждой семье и для каждого ребёнка будут различны, поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником.

Во-вторых, старайтесь не выбирать бесплатные дни, дни открытых дверей, когда посетителей закономерно будет больше обычного. На сайте учреждения культуры или по телефону об этом стоит узнать заранее. Ходите в музеи с утра. В это время и ребёнок больше готов воспринимать новое, и не переполнен впечатлениями, и, конечно, посетителей на входе и в залах музеев меньше.

Выбирайте оптимальный маршрут проезда до музея, чтобы не тратить силы ребёнка на дорогу.

В-третьих, собираясь в музей, расскажите для чего придуманы музейные правила, порассуждайте вместе почему нельзя трогать экспонаты руками.

И, наконец, не забывайте об особенностях температурно-влажностного режима музеев, одевайте ребёнка многослойно, чтобы можно было что-то снять или, наоборот, одеть и чувствовать себя комфортно. Возьмите с собой воду или сок в удобной компактной упаковке, чтобы не зависеть от кафе, не менять маршрут похода по залам, сохранить те же 100 рублей на магнит или другой памятный музейный сувенир.

Индивидуальная программа – максимум впечатлений.

Самыми увлекательными сегодня принято считать интерактивные музеи и их интерактивные программы. К сожалению, они бывают слишком многолюдными, и застенчивый ребенок рискует так и не задать свой вопрос экскурсоводу, не увидеть, не потрогать (конечно, если это разрешено!) интересующие его объекты, затерявшись в толпе сверстников. Наличие в музее развлекательных программ не гарантирует вам и ребёнку увлекательного интерактива. Строго говоря, музейные интерактивные программы не являются индивидуальными, адаптированными для понимания конкретного ребёнка, так что никто, кроме родителя, лучше не сформирует оптимальную программу посещения музея. На самом деле нет ничего проще, чем сделать посещение музея в форме квеста! Ваша творческая родительская задача – выбрать наиболее яркие для вашего ребёнка объекты. Например:

Если вы идёте в музей космонавтики, решите, что конкретно вы хотите увидеть, что удивит и воодушевит вашего ребёнка? Спутник, космический корабль, космическое питание? Тогда не тратьте силы ребёнка на ракетные двигатели, космическую живопись, системы жизнеобеспечения космонавта. Вы всё равно не сможете ответить на все вопросы ребёнка, а он рискует уйти неудовлетворенным из музея в целом.

Если вы идёте в картинную галерею, то наметьте, какие полотна вы хотите увидеть, уточните в каких они залах. Кого-то заинтересуют «Богатыри», «Иван царевич на сером волке», «Снегурочка», «Царевна-лебедь» знакомые по книгам и мультфильмам, а кого-то «Опять двойка». А ведь они не просто в разных залах, а вообще в разных зданиях на разных улицах хоть и одного музея. В младшей школе дети уже знакомятся с фамилиями живописцев (К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», И. И. Левитан «Золотая осень», В.М. Васнецов «Снегурочка», И. Я. Билибин «Иван царевич и лягушка-квакушка», К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», В. А. Серов «Девочка с персиками» и др.). Загляните в учебник, составьте список, подготовьте карту поиска, и в путь по залам галереи!

Очень удобно на листе А4, сложенном пополам, распечатать программу осмотра экспозиции, наименования объектов, и уже на месте в залах музея ставить галочки возле тех, которые уже посмотрели. Можно оставить поля для заметок, чтобы ребёнок заполнил их своими впечатлениями, сидя здесь же на банкетке. Ценность наивных или даже негативных рукописных детских примечаний на полях будет только возрастать с каждым годом его взросления!

Придуманный вами квест – отличная возможность совместно отыскать ответы и запечатлеть в детской памяти объекты искусства, предметы исторического наследия, инженерной мысли, ископаемые и тому подобное.

Привлекайте внимание ребёнка к табличкам рядом с экспонатами, помогите прочитать и понять их. Дружно ищите ответы на его вопросы, этикетаж отвечает на 50% вопросов посетителей!

Припасите заранее несколько малоизвестных фактов или легенд о музейных объектах, чтобы заполнить содержательной информацией переходы из зала в зал. В каком фильме можно увидеть этот старинный музыкальный инструмент? Как убирают пыль с висящего под потолком спутника?

Если же ваш поход в музей оказался спонтанным, и у вас нет заранее продуманной программы, то старайтесь строить знакомство с экспозицией музея по принципу контраста. Переходите от мелких экспонатов к крупным, от выполненных в металле к деревянным, от картин к скульптурам, от скелетов доисторических животных к инсталляциям естественной среды обитания. И не устраивайте гонку по музею с целью увидеть всё, что можно. Чем младше ребёнок, тем труднее ему будет выдержать долгие детальные осмотры экспонатов. Лучше задержаться перед чем-то одним на пять минут, чем за час впопыхах просмотреть всё подряд. Лучше что-то не досмотреть, оставить на следующий визит, чем пресытиться, устать.

Дома подведите итог вашего похода в музей, просто вспомнив, что там увидели. Вообразите, как экспонаты или персонажи с картин могут оживать по ночам, разыгрывая «Ночь в музее».

В дальнейшем посещения музеев станут привычными, более интересными, музейные ценности станут доступнее для восприятия ребёнка, образы будут органичнее наполнять его сознание, делая науку и искусство естественной питательной средой детского воображения.