Поделиться

У большинства детей тяга к рисованию появляется примерно в дошкольном возрасте без всяких специальных усилий со стороны взрослых. Совсем маленькие дети начинают с каракулей, потом переходят к изображению отдельных объектов: домов, машин, мамы и папы.

Однако, если ребенок в 6-7 лет не проявляет интереса к рисованию, можно подтолкнуть его при помощи нехитрых приемов. Хороший способ — рассказывать увлекательные истории, сопровождая их яркими рисунками. Это даст импульс фантазии малыша — и ему захочется сделать так же.

Детей постарше (7-11 лет) можно увлечь интересными уроками поэтапного рисования: их полезность для детей высоко ценят педагоги, психологи и сами родители.

Интересные уроки рисования для детей

Суть поэтапного рисования

Под руководством взрослого, по заранее разработанной схеме ребенок переходит от простых изображений к сложным, постепенно овладевая нужными для рисования навыками.

Один из важнейших методических принципов пошагового рисования для детей — постепенное усложнение задачи. Это хорошо видно уже по программе, которая состоит из трех этапов.

  1. Простые фигуры и формы. На этом этапе дети получают самые простые уроки рисования: научаются изображать куб, шар и другие геометрические фигуры. Тем не менее, происходит накопление базового художественного опыта:
    • осуществляется знакомство с понятием перспективы,
    • формируется представление о ракурсе изображения,
    • появляется навык составления композиции.
  2. Сложные постановки. Научившись рисовать геометрические фигуры, можно браться за натюрморты и пейзажи. Здесь в каждом рисунке множество разноплановых предметов. Работая над ними, ребенок усваивает принципы пространственного расположения и цветовых сочетаний. Его навыки совершенствуются, и он переходит к третьему этапу.
  3. Изображение человеческой фигуры. Главная сложность здесь — соблюдение пропорций живого человека, и только потом — сходство с оригиналом.

Поэтапно овладевая навыками изобразительного искусства, дети учатся не только рисованию. Если урок организован правильно, то они получают массу положительных эмоций и переживают ситуацию успеха. Учатся действовать по заданному алгоритму. Постепенно растет доля самостоятельных действий, а это воспитывает ответственность за результат и дает уверенность в своих силах.

Техники и инструменты рисования

Как же организовать уроки и какие инструменты предоставить маленькому художнику? В его мастерской должны быть:

  • бумага ­ – это может быть белая стороны рулона обоев, листы ватмана или просто альбом,
  • мольберт или доска,
  • мягкие и твердые карандаши,
  • ластики,
  • краски и кисти,
  • четкие схемы поэтапного рисования для ребенка.

Советы для первых уроков рисования с детьми

  1. Начинающий художник плохо представляет себе размеры будущего рисунка и нередко выходит «за поля». Чтобы малыш не расстраивался, дайте ему большой лист — заведомо больше необходимого.
  2. Если вы не знаете, какие инструменты выбрать, начните с карандаша. Он считается оптимальным для ребенка на первых уроках рисования. Малыш должен научиться держать его в руках (удобнее карандаши в граненой «рубашке», а не гладкой), регулировать силу нажима (в самом начале дайте ему толстый мягкий грифель, который оставляет отчетливую линию почти без усилий). Это развивает мелкую моторику рук и очень благотворно сказывается на психоэмоциональной сфере: ребенок успокаивается, его нервная система отдыхает.
  3. Позже можно перейти к рисованию красками. Они отлично ложатся на бумагу — и не только белую, но и цветную. Можно бесконечно экспериментировать с оттенками, просто нанося еще один слой краски поверх высохшего. Результат получается ярким и вызывает настоящий восторг у юного художника.

Нужна ли ребенку помощь взрослых?

Одна из целей поэтапного рисования — научить детей самостоятельному творчеству. Пока она не достигнута, им нужна поддержка и руководство взрослых. Огромное удовольствие, которое мамы и папы получат от этого процесса, с лихвой наградит их за потерянное время. В чем же заключается их помощь?

Сначала нужно отобрать несколько схем — и пусть малыш сам выберет из них ту, с которой хочет работать. Все они должны быть доступными для ребенка, чтобы он не утратил интерес к рисованию, столкнувшись с непосильной задачей.

Всегда показывайте, что и как делать. В самом начале потребуется поддержать и направить ребенка, посоветовать, как правильно разместить рисунок. Повторяя за вами, он избежит ошибок, почувствует себя уверенно и комфортно.

Формируйте правильное отношение к урокам. Научите ребенка основным правилам пошагового рисования.

  • Точно следовать алгоритму, не отступая от порядка, предложенного в уроке.
  • Не торопиться. Положительный результат принесет не спешка, а старание. Переход от простого к сложному должен быть постепенным и оправданным.
  • Регулярные занятия приносят больше пользы.

Потребность в родительской помощи пройдет, когда у ребенка сформируется прочная привычка следовать схеме урока и устойчивые рисовальные навыки.

Как нарисовать дракона карандашом

К животным этого сказочного монстра можно отнести только с натяжкой, ведь никто никогда не видел живого дракона. Тем не менее, рисуют его практически по той же схеме, что кота или лебедя. Сначала — крупные части, потом мелкие детали.

  1. Рисуем овал и круг: это основа для туловища и головы дракона. Соединяем их плавной дугой — она станет шеей. Еще одной линией намечаем хвост.
  2. Прорисовываем лицо и голову: нос, глаза, уши дракона.
  3. Прокладываем контуры шеи, груди, спины. Добавляем передние лапы.
  4. Рисуем хвост и заднюю ногу. Добавляем крылья — симпатичный дракончик готов.

Как нарисовать грушу красками

  1. Простым карандашом рисуем контур груши.
  2. Желтой гуашью средней яркости закрашиваем контур, накладывая слой краски неровно, с пробелами.
  3. Закрашиваем правый бок груши оранжевым.
  4. Наносим более насыщенную красноватую полосу вдоль правого края.
  5. Карандашом прорисовываем контур почетче.
  6. Кистью с белой гуашью оставляем легкие блики света.

По этой универсальной инструкции дети легко нарисуют гуашью овощи и фрукты.

Совет по работе с красками:

  • Наносите следующий слой после полного высыхания предыдущего.
  • Рисуя фрукты и овощи, делайте границу между тонами размытой, нечеткой.

Значение поэтапного рисования в развитии ребенка

Уроки пошагового рисования не преследуют цель сделать из ребенка художника. И то, что он научится похоже изображать предметы и людей, не самое главное.

Значение поэтапного рисования глубже.

Работа карандашом или кистью развивает мелкую моторику руки. В свою очередь, это улучшает координацию движений и формирование правильной речи. Рисующие дети не только лучше говорят, но и быстрее думают. По мнению врачей, рисунки становятся средством коммуникации, тем самым стимулируя внутреннюю речь — в результате ребенок приучается думать, не прибегая к помощи слов.

Поэтапное рисование задействует оба полушария мозга и синхронизирует их работу: левое, творческое, и правое, ответственное за логику. Необходимость следовать алгоритму развивает усидчивость, целеустремленность, приучает к решению многоплановых задач.

Так за простой и вроде бы рутинной деятельностью проявляется замечательная методика развития личности.